Китай. Особые экономические зоны – удачный социально-экономический проект

Островский А.

Человек и Труд“ № 6, 2004 г.

Для привлечения иностранного капитала в экономику КНР в конце 70-х годов в двух приморских провинциях – Гуандун и Фуцзянь были созданы четыре особые экономические зоны (ОЭЗ)*, где инвесторам предоставлялись необходимые правовые гарантии. В апреле 1988 г. на сессии ВСНП было принято решение об образовании еще одной ОЭЗ на острове Хайнань, получившей статус провинции.

Возникновение в ОЭЗ большого количества предприятий с чисто китайским, иностранным и смешанным капиталом (гонконгским, тайваньским и др.), развивающихся по рыночным законам, способствовало формированию в этих районах страны локальных рынков рабочей силы. Следует заметить, что специфика трудовых отношений в них в определенной степени повлияла на положение рабочей силы в стране в целом.

Особое развитие в ОЭЗ получили легкая и пищевая промышленность, торговля, сфера услуг. К середине 80-х годов промышленный и кадровый потенциалы этих зон были уже достаточно велики. В 1984 г. в трех гуандунских ОЭЗ – Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу, где располагалось 12,6% предприятий и 12,6% всех занятых провинции, производилось 11,6% валового промышленного продукта провинции (6,7% – тяжелой и 14,1% – легкой промышленности). Аналогичная ситуация отмечалась и в ОЭЗ Сямынь провинции Фуцзянь (12,7% – ВПП, 13,4% – легкой промышленности).

Положительные тенденции сохранились и в наступившем веке. В конце 2002 г. доля Шэньчжэньской зоны составила в текущих ценах 26,6% валового внутреннего продукта провинции Гуандун, Сямыньской зоны – 18,3% валового промышленного продукта провинции Фуцзянь, а города Хайкоу – 34,6% ВПП провинции Хайнань. Заметно увеличилась доля рабочих и служащих ОЭЗ в общей численности занятых в соответствующих провинциях (Шэньчжэнь – 8,5%, Сямынь – 11,3%, Хайкоу – 16,8%).

В отличие от используемых в стране в ОЭЗ применялись иные принципы найма и оплаты труда. Так, уже с конца 70-х годов набор работников в смешанных предприятиях осуществлялся на основе трудовых контрактов, в которых фиксировались уровень заработной платы, премий и штрафов, продолжительность рабочего дня и отпусков, порядок увольнения, условия социального страхования и т.д.

Элементы новых социально-трудовых отношений на остальной территории Китая вводились в экспериментальном порядке, более широкое распространение они получили значительно позже. Как и на всей территории КНР, трудовой договор между ”контрактным” рабочим и администрацией предприятия подлежал утверждению в местных управлениях труда и кадров. Именно последние набирали рабочую силу для предприятий ОЭЗ по всей стране: прошедшие конкурс переезжали в эти анклавы на постоянное жительство.

Основная масса работающих в ОЭЗ занята в негосударственном секторе. Так, в 1996 г. в зоне Шэньчжэнь из 2,559 млн. экономически активного населения 1,658 млн. человек (64,8%) трудились на частных предприятиях, индивидуальными предпринимателями были 493 тыс. (19,3%) и лишь 403 тыс. человек (15,9%) работали на государственных предприятиях. При этом доля местных жителей в общем количестве занятых едва превышала 1/5.

Во второй половине 90-х годов как по всему Китаю, так и в ОЭЗ начались сокращения. В Шэньчжэне, например, в 1993-1997 гг. работу потеряли 27,9 тыс. человек. Однако в отличие от высвобождаемых в других провинциях все увольняемые с шэньчжэньских фирм получали выходное пособие. В течение года значительной части из них (30-60%) удавалось вновь найти работу через местные управления труда. В 1997 г. уровень безработицы в Шэньчжэне составил 2,46% (15,2 тыс. человек), что было ниже среднего показателя по КНР. 84,5% оставшихся без работы – это 25-40-летние, из них женщины – свыше 70%, специалисты с полным средним и высшим образованием – 82,9%. Как и по всей стране, в Шэньчжэне сокращались преимущественно работники госсектора (55,9%). Численность занятых на предприятиях торговли и питания уменьшилась на 36,7%, обрабатывающей промышленности – на 29,3%, услуг – на 9,3%, транспорта и связи – на 8,6%. Увольнения затронули в основном производственных рабочих с большим стажем (53,3%).

С точки зрения трудоустройства в ОЭЗ наиболее привлекательными считались смешанные предприятия, где размеры заработной платы на 20-50% превышали среднюю оплату труда в данной местности и на предприятиях той же отрасли в других районах страны. Так, в 1987 г. среднегодовая зарплата в стране находилась на уровне 1459 юаней, в то время как в Шэньчжэне она достигала 2477 юаней, в Чжухае – 2000, в Шаньтоу – 1189, в Сямыне – 1660 юаней. При этом в смешанных компаниях, действующих в провинции Гуандун, работающие получали в среднем 2432 юаня (на остальной территории страны – 1879 юаней).

В 80-90-е годы заработная плата в ОЭЗ росла быстрее, чем даже в приморских городах и городах центрального подчинения (Пекине, Шанхае и Тяньцзине). В 2002 г. средняя годовая оплата труда в Шэньчжэне достигла 28218 юаней, в Пекине же – 22483 юаня, в Шанхае – 24771, в Тяньцзине – 16834 и в одной из наиболее зажиточных приморских провинций Чжэцзяне – 20266 юаней.

Реформа системы оплаты труда на предприятиях ОЭЗ началась в первой половине 80-х годов. В результате доля основной заработной платы, рассчитываемой исходя из тарифной ставки, заметно сократилась, дополнительные же выплаты, зависящие от количества и качества труда, возросли.

В 1982 г. на восьми предприятиях торговли, материально-технического снабжения и финансов в Шэньчжэне использовались три модели начисления заработной платы. Первая практиковалась на старых предприятиях с большим количеством занятых. Чтобы обеспечить всем установленный в Шэньчжэне в 80-е годы прожиточный минимум – 75 юаней на человека в месяц, сохранялись основные ставки заработной платы, определяемые исходя из уровня квалификации, стажа работы, должности, степени ответственности и трудового вклада, при постепенном увеличении доли ”плавающей” части. Вторая – на всех остальных госпредприятиях, где заработная плата каждого зависела только от результатов труда и прибыли. Третья модель использовалась коллективными предприятиями розничной торговли: здесь уровень оплаты напрямую был связан с прибылью.

На промышленных предприятиях Шэньчжэня применялась преимущественно первая модель. Заработная плата складывалась из основной (базовой) части, равной прожиточному минимуму – 75 юаней, надбавки за должность или место на производстве (в соответствии с должностной сеткой для служащих или тарифной – для рабочих), а также надбавки за выслугу лет, которая выплачивалась имеющим стаж не менее пяти лет. При этом базовая часть составляла 43,1%, надбавка за должность – 50,9%, за выслугу лет – 6%. Раз в полгода (год) в зависимости от прибыли, полученной предприятием, работникам выплачивались премии (в размере месячной зарплаты). Постепенно в течение 80-х годов на большинстве предприятий Шэньчжэня основной формой оплаты труда рабочих и служащих стала ”плавающая” заработная плата. При этом городскими властями было принято решение о ее повышении одновременно с ростом цен. В результате реформы средняя зарплата в Шэньчжэне увеличилась с 125 до 175 юаней в месяц.

В ОЭЗ раньше, чем в других районах КНР, перешли и на новую систему социального страхования: большая часть расходов (в частности, на пенсионное обеспечение) была передана в управление городским властям в отличие от прежней модели, когда ответственность за пенсионное обеспечение своих работников несли предприятия.

Было образовано три фонда, обслуживающих: постоянный персонал смешанных и кооперативных предприятий с участием иностранного капитала; ”контрактных” работников и всю остальную рабочую силу окружных и уездных коллективных предприятий ОЭЗ; рабочих и служащих государственного и коллективного секторов в городах и на территории ОЭЗ. Основные источники пополнения фондов социального страхования – отчисления фирм в городские компании соцстраха: предприятия с участием иностранного капитала выплачивают 25% ФОТ, все остальные – 20%.

Что касается поддержки безработных, то в ОЭЗ она значительно весомее, нежели в целом по стране. Скажем, в Шэньчжэне пособие по безработице каждому уволенному начисляется в размере 10,5-31% среднемесячного дохода, рассчитанного исходя не из его заработной платы, а из средних ставок, установленных для различных категорий граждан (для молодых мужчин – 1466,6 юаня в месяц, мужчин среднего возраста – 1504,3, для молодых женщин – 1122,1, женщин среднего возраста – 898,2 юаня). До нового трудоустройства (но не более двух лет) безработный может рассчитывать на ежемесячное пособие: женщинам выплачивается 200-270 юаней, мужчинам – 240-460. Это заметно превышает не только размер пособий по безработице, но и месячный заработок граждан в большинстве провинций Китая.

Таким образом, те, кто трудится в ОЭЗ, оказываются в привилегированном положении – по уровню заработной платы, пенсионному обеспечению и размерам социальных пособий. Более того, рост объемов производства и экспорта продукции способствует улучшению их материального благосостояния. В результате разрыв в доходах трудящихся в ОЭЗ и остальных районах страны не только не уменьшается, но и неуклонно увеличивается.

Источник – Журнал „Человек и труд“

http://www.rosez.ru/index.html?news_id=242

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>